Квинтиль
Число 5, управители Меркурий, Сатурн, заточители Луна, Юпитер, кульминатор Марс, декаденты Юпитер, Нептун.
Число 5 (= 4 + 1) означает выход за пределы дисгармоничного материально-структурного существования, символизируя оживление мертвой материи (Ямвлих), но еще не одухотворение, которое есть более высокая ступень.
Аспект квинтиля имеет отношение к проявлениям жизни — так, как человек ее видит. В моменты активности квинтиля человек ощутит в себе некоторое оживление, внутреннее развитие или произрастание чего-то нового, или заметит аналогичные процессы во внешнем мире, которые привлекут или заинтересуют его внимание. В зависимости от планет, образующих квинтиль, домов, в которых они стоят, и прочих подробностей карты, человек может видеть проявления жизни в самых разных объектах, процессах и обстоятельствах, в частности, там, где остальным людям она незаметна, и они сочтут его видение фантазией или метафорой, да и он сам под влиянием среды может считать так же. В принципе квинтиль — минорный гармоничный аспект, он украшает и в некоторой степени оберегает судьбу человека, хотя здесь многое зависит от мажорных аспектов планет, образующих квинтиль: при их сильном поражении (т.е. при поражении квинтиля) на низком уровне развития человека возможна ненависть к любым проявлениям жизни в соответствующих сферах и стремление их подавить.
Квинтиль подразумевает жизненность как качество, противоположное косности, мертвенности, неподвижности, застывшему жесткому оформлению, т.е. принципиальное изменение, появление нового, непредсказуемое развитие. Это может относиться не только к материи: квинтиль Меркурия делает человека чувствительным к жизни мысли и речи, для него выражение «мертвые слова» значит гораздо больше, чем для остальных, и вовсе не является метафорой; квинтиль Венеры делит для человека все искусство на живое и мертвое, и граница для него очевидна; квинтиль Нептуна оживляет тонкий мир и медитации, этому человеку душно в одних тонких областях, потому что они кажутся ему мертвыми, и он расцветает в других, которые ощущает живыми, и ему может быть очень трудно участвовать в социально утвержденных медитациях, т.е. ходить по утоптанным (а местами заасфальтированным) социумом дорогам в тонком мире, на которых давно ничего не растет. С другой стороны, жизнь, которую символизирует квинтиль, всегда есть оживление какой-то косной материи, ее начинающаяся жизнь, первые признаки проявления потенциально заключенного в ней духа. Поэтому квинтиль более сильный, но и более грубый аспект, чем дециль: от оживления до очеловечивания (а тем более, до одухотворения) предстоит еще длинный путь.
Меркурий как управитель квинтиля символизирует чрезвычайную подвижность проявлений жизненности (то, что называется живость), которые непредсказуемы, но при этом не случайны: в основе любого проявления жизни (как и вообще всякого эволюционного развития), лежит мысль, которая им управляет. На низких уровнях проработки квинтиля эта мысль не ощутима человеком, и потому проявления жизни в себе и внешнем мире для него непонятны и загадочны и представляют вызов его рациональному сознанию. На более высоком уровне творческая мысль, пробуждающая жизнь косной материи, уже в некоторой мере понятна человеку, и он может вступать с ней во взаимодействие, выступая как сотворец, при условии, что оказывается способным увидеть кармические ограничения, присущие данной форме, т.е. в достаточной степени проработать Сатурн, как второй управитель квинтиля. На бытовом уровне Меркурий дает проявлениям квинтиля аромат живости, свежести и новизны.
Сатурн как управитель квинтиля означает жесткость и кристаллизованность косных форм, в которых проявляется жизнь, символизируемая этим аспектом. Один из символов квинтиля — вырастающие из-под асфальта, взламывая его, грибы, оживляющие собой городской пейзаж. Таким образом, оживление следует рассматривать не как отрицание косной материи, а как ее собственное дальнейшее развитие: так в результате повышения эластичности связок получает определенную свободу и ощущение жизненности костяк человека.
На низком уровне проработки квинтиля Сатурн создает жесткие, очень ограниченные условия проявления жизни, оставляя для них мелкие трещины в толстом асфальте и вынуждая ее приспосабливаться к почти невыносимым условиям. Тем не менее, жизнь всегда проявляется там, где она (кармически) нужна, но всегда в неожиданном виде. На высоком уровне проработки квинтиля Сатурн символизирует то, что называется мудростью жизни, т.е. ее умение приспособиться и дать начало глубокого развития самым косным и неподатливым структурам и образованиям, когда это еще возможно, и облегчить разрушение обреченных. Хотя квинтиль и минорный аспект, и энергичное разрушение (и созидание) мощных конструкций совсем не его стихия, потенциально он может сделать многое, облегчая как умирание безнадежно устаревших форм (так лишайники и травы прорастают между кирпичами заброшенного дома, постепенно его разрушая, но еще быстрее делая частью растительного пейзажа), так и их воскрешение к новой жизни (реставрация старинных домов и превращение их в музеи и памятники архитектуры).
Луна как заточитель квинтиля символизирует косность основного жизненного ритма, нарушение которого рассматривается подсознанием как угроза существованию человека. Всякое проявление жизненности есть выход за пределы установленного и понятного подсознанию ритма существования, и, во всяком случае, требует от организма дополнительных усилий, к чему Луна относится, вообще говоря, отрицательно. Поэтому, интерпретируя квинтиль, всегда следует иметь в виду остальные аспекты планет, его образующих, а главное — общий энергетический уровень человека в соответствующих сферах. Если энергетический уровень достаточен, то человек будет излучать жизненность и свежесть (в соответствии с характером планет квинтиля и их положения в карте), если же его энергетика ослаблена, то он, наоборот, будет тянуться к проявлениям жизни во внешнем мире, стараясь их потребить, но сам будет (при включении квинтиля) производить впечатление глубоко несчастное и какое-то подчеркнуто безжизненное, как будто жизнь его покинула, и он в ближайшем будущем умрет от истощения и бледной немочи.
Что касается проявлений жизненности во внешнем мире, то человек на низком уровне проработки квинтиля будет их втайне опасаться ввиду бесконтрольности и непредсказуемости, а значит, потенциальной угрозы его существованию. Отсюда их неприятие, а также стремление поставить их под контроль, и разумное (т.е. в своих интересах) использование и развитие, что для жизни означает ее окончание.
С другой стороны, в сферах квинтиля человек ощущает потребность в жизненных проявлениях и развитии как внутри себя, так и во внешнем мире (иначе он задыхается), поэтому здесь неизбежно возникает внутренний конфликт, часто болезненный и с непредсказуемыми внутренними и внешними последствиями. Эта проблема символически представлена проблемой открытой форточки: без нее душно, а с ней ветрено и вероятен прилет комаров.
Юпитер как заточитель и декадент квинтиля символизирует обилие и буйство жизненных проявлений, которые, однако, вначале воспринимаются человеком отрицательно, в первую очередь, потому, что он к ним не подготовлен. Жизненные проявления, во всяком случае на низких уровнях проработки, не только вносят живое, творческое начало, сколько разрушают (насколько это возможно для минорного аспекта) сложившуюся структуру: на ней появляются трещины, из которых торчит непонятная, но явно неорганизованная трава, совершенно не намеревающаяся превращаться в непонятное и полезное сено. Поэтому первая реакция на жизненные проявления это их отрицание.
Далее, по мере привыкания, следует фаза, когда глаза разбегаются, и человек приветствует и акцентирует внимание то на одном проявлении квинтиля, то на другом, и соответствующие сферы обращаются в хаос — это радостное одичание запущенного сада: в условиях отсутствия разумного контроля за цветением жизни начинается борьба между ее формами по Дарвину, и максимальное распространение получают бурьян, лебеда и сныть. Падение Юпитера в квинтиле на низком уровне символизирует обреченность большей части изобилия порожденных им жизненных проявлений, а на высоком предполагают трудности, связанные с обилием низких форм и проявлений жизни, от которых должны быть тщательно защищены нежные ростки эволюционно более высоких ее форм, иначе развитие человека останавливается: детский крик на лужайке есть адекватное жизненное проявление 5 лет, а к 30 потребуется что-то другое.
Марс как кульминатор квинтиля символизирует силу жизненных проявлений, на низком уровне хаотичную и необузданную. В то же время сила этих проявлений, на первый взгляд, бесконечно мала по сравнению с устойчивостью косных форм, в которых она возникает, и кульминация Марса на низком уровне проработки квинтиля символизирует скорее превосходящую величину сил, стремящихся задушить любое проявление жизни, а также их конечную неудачу в этом направлении в целом, хотя каждая отдельная травинка легко может быть ими уничтожена. И в то же время косные формы бессильны перед возникающей в них жизнью, которая выносит им окончательный приговор: либо оживляя их до самой глубины, она переводит их на новый уровень существования (куколка превращается в бабочку, разблокируется тоталитарный режим), либо, если это оказывается невозможным, их уничтожает (жуки-древоточцы превращают засохшее дерево в труху). И в том, и в другом случае кульминация Марса символизирует более высокие вибрации энергетического потока возникающей жизни по сравнению с формами, в которых она появляется — поэтому диктаторы и жесткие режимы так боятся неконтролируемых насмешек над собой, хотя бы и самых невинных: их вибрации разрушают соответствующие структуры в тонком мире, и власть ослабевает.
Нептун как декадент квинтиля символизирует видимую неуверенность космической любви, выражающейся в первых проявлениях жизни в косных формах. Эти первые ростки очень слабы и подвержены всевозможным напастям, как со стороны самой формы, которую они оживляют, так и приходящим из внешнего мира; многие из них гибнут, что вызывает у человека чувство жалости и сострадания: и к своим собственным, и к чужим, и к природным проявлениям жизни, и сильное эмоциональное желание их поддержать. Для человека в сферах квинтиля характерно (часто вытесненное) чувство своей вины перед жизнью и желание помочь в развитии ее пробивающимся росткам. При поражении обеих планет квинтиля и на низком уровне возможна, наоборот, ненависть к любым проявлениям жизни в сферах квинтиля и стремление ее уничтожить, но это чаще всего гиперкомпенсация по отрицательному типу нереализованных, искалеченных и подавленных собственных жизненных проявлений. Развитый квинтиль может дать глубокую любовь ко всем проявлениям жизни и ее понимание, но также и печаль по поводу безвозвратно исчезающих на глазах у человека (а также давно исчезнувших в ходе эволюции) ее форм.
На первом уровне проработки квинтиля человек очень ценит любые проявления жизни в себе, воспринимая их, правда, преимущественно на физиологическом уровне, но зато очень искренне; например, урчание в собственном животе может приводить его в восторг, особенно при квинтиле Луны к Юпитеру. Что касается проявлений жизни во внешнем мире, то в соответствующих сферах они привлекут его внимание и, возможно, порадуют, но лишь в той мере, в какой их можно использовать в личных интересах. Все остальные жизненные проявления, особенно неконтролируемые и потенциально опасные, вызовут у него сугубо отрицательную реакцию, причем интуиция на малейшие проявления свежести и новизны может быть при этом великолепной; в эпоху серости человек с квинтилем Меркурия к Луне или Венере незаменим на посту, соответственно, цензора и художественного редактора; он не пропустит ни одной живой не то что книги или статьи, но даже и стихотворной строчки.
На этом уровне человек очень консервативен к проявлениям жизни в косных формах, он воспринимает ее как своеобразное их украшение, которое ни в коей мере не должно менять ни их существа, ни установившегося порядка, и все подобные поползновения он быстро чувствует и стремится обезвредить. Подсознательно этот человек не доверяет жизненным проявлениям в сфере квинтиля и относится к ним с большим подозрением, (справедливо) предполагая в любой момент возможность неприятного подвоха, на который придется непонятно как реагировать.
На втором уровне проработки квинтиля человек уже способен демонстрировать миру свою живость, и это доставляет ему большое удовольствие. В сферах квинтиля он очень восприимчив к проявлениям жизни и склонен их поддерживать и беречь, воспринимая как абсолютную и проявленную ценность (а не только лишь потенциальную, как их увидит человек, не обладающий таким же квинтилем). В этих сферах человек заметит возможность развития и даже зачатки жизни там, где никто другой не увидит ничего, кроме груды развалин, поэтому, если есть дополнительные указания (например, одна из планет квинтиля стоит в 8 доме, имеет мажорный аспект к высшей планете и т.п.), то человек может стать хорошим психологом, который покажется в психотерапевтическом общении живым человеком и сможет пробудить жизнь в пациенте (и просто в других людях). На этом уровне человек уже не так насторожен к проявлениям жизни и частично испытывает горькие чувства, видя, как многие жизненные проявлении гибнут, едва успев начать реализовываться. С другой стороны, видения кармы пробивающихся жизненных ростков на этом уровне еще нет, и человек часто попадает впросак, ухаживая за нежным вьюнком с чистыми белыми и голубыми колокольчиками и долго не замечая, как он душит растение, вокруг которого сначала так трогательно, а потом так уверенно обвивался; однако подобные случаи не лишают человека любви к проявлениям жизни в сферах квинтиля в целом, исключая поражение (обеих планет) квинтиля, когда эта любовь оборачивается преимущественно страданиями и может быть начисто вытеснена.
На третьем уровне проработки квинтиля человек начинает видеть карму в сферах его проявлений и дифференцированно относиться к жизненным проявлениям косных форм, прозревая их дальнейшую судьбу и в какой-то мере осознанно участвуя в их эволюции. Теперь человек видит проявления жизни не только на биологическом уровне, но практически во всех сложных системах, в том числе и созданных человеком, начиная от государства и его «органов» и кончая сложными техническими системами. Это уровень специалистов высокого класса в соответствующих областях, начиная от наладчиков аппаратуры и автоматических линий (которые всегда ощущают жизнь в своих приборах и на нее ориентируются) и кончая хорошими редакторами, которые помогают писателям в создании литературных произведений, не «отражающих» жизнь, а имеющих ее в себе.
На этом уровне кончается обожествление (с истерически-мистическим уклоном) проявлений жизни, и человек начинает различать ее эволюционные уровни и двоякую роль в эволюции форм — оживление и разрушение, т.е. эволюционную (творческую) и инволюционную (паразитическую) жизнь. Во внутренней жизни человек на этом уровне проработки квинтиля и в его сферах воспринимает как живые и наделенные определенными темпераментами программы своего подсознания и внутренние органы, умея в некоторой мере наладить с ними контакт и взаимодействие, а главное — ощутить их желания, симпатии, антипатии, удовольствия и боль как реальные, что дает большую власть над своим организмом и подсознанием — в пределах, которые человек хорошо чувствует и старается не нарушать.
На четвертом уровне проработки квинтиля человек хорошо видит карму окружающей его жизни и участвует в широкой эволюционной программе, рассчитанной на многие смены жизненных форм, в том числе и создаваемых людьми. На этом уровне наибольший интерес для него представляет жизнь различных форм тонкого мира, где он преимущественно и работает, наблюдая за развитием астрального и каузального планов, где творятся, соответственно, эмоциональные и ментальные архетипы и карма больших коллективов. На этом уровне человек имеет представление о том, как развитие тонких форм материализуется в жизненные проявления плотных и, возможно, участвует в этом процессе. Это уровень великих философов и религиозных деятелей, способных вызвать к жизни новые духовные слои, которые человечество будет по мере своих сил осваивать долгие годы, постепенно их профанируя и одновременно эволюционно развиваясь.