Квинконс
Числа 12, 5, управители Меркурий, Плутон, заточители Хирон, Нептун, кульминатор Уран, декаденты Луна, Венера, Хирон.
Дуга квинконса 12 раз укладывается в упятеренной полной дуге 5х360°=1800°; отсюда вытекает его скрытое отношение к космической гармонии проявленных форм (дюжине), которая при проработке аспекта обнаруживается в их оживлении (пятерка). Как обращение полусекстиля, квинконс дает участие в космических программах, но в несколько ином качестве: в данном случае человек является средством, с помощью которого космическая карма транслируется на Землю, в отличие от полусекстиля, когда человек в значительной мере служит предметом (т.е. целью) этой трансляции. Поэтому квинконс (как и оппозиция) по существу может считаться гармоничным аспектом, начиная со второго-третьего уровней его проработки, когда человек перестает активно сопротивляться космическим влияниям и внутренне принимает те, как правило, незначительные отклонения от земной нормы, которые ему необходимы для трансляции на Землю космических вибраций. Некоторые особенности энергетики, характера, жизни и т.д., к которым человек должен адаптироваться, могут приносить ему отдельные неприятности, но при проработке этот аспект дает значительно более самостоятельное творческое и живое участие в космических программах, чем полусекстиль, он обещает лучшее их рациональное понимание и большую роль инициативы человека, но зато, соответственно, требует и большего уровня внутренней чистоты, которой первоначально может и не быть (квинконс означает, что в прошлых воплощениях человек проявил себя способным учеником мировой кармы и теперь ему дается возможность пройти дипломную практику, но под постоянным контролем опытного преподавателя).
В сферах квинконса человек обнаружит несоответствие земной и космической гармонии и должен будет их согласовать — сначала внутри себя, а затем и во внешнем мире, но как именно он будет это делать, зависит в большей мере от него самого. Как минорный аспект, квинконс символизирует (во всяком случае, первоначально) незначительные и неантагонистические противоречия, чаще всего это небольшие расхождения между космическими и земными кармическими программами, причем те и другие, если квинконс не сильно поражен, будут сами по себе гармоничны, но эти расхождения нужно увидеть, осознать как проблему и решить; результатом будет живое и творческое участие в земных делах, в котором будет ощущаться привкус неземной жизни и космической гармонии.
Меркурий как управитель квинконса проявляется по-разному в зависимости от уровня проработки аспекта.На низком уровне человек чувствует в его сферах множество мелких неудобств и погрешностей, так сказать, кочек на жизненном пути, от которых он морщится, испытывая ощущения велосипедиста на булыжной мостовой. Эти кочки, однако, никогда не вырастают до размеров существенного препятствия, и человек чаще всего не обращает на них серьезного внимания, поскольку, как ему кажется, каждое отдельное препятствие объехать можно, но овчинка не стоит выделки, на каждый чих не наздравствуешься и, вообще, один дурак может задать столько вопросов, что и десять умников не ответят. При сильной энергетике человек может проецировать действие квинконса вовне, переложив непонятные несоответствия и мелкие дисгармоничности на внешней мир и окружающих людей, которым станет неуютно, но понять, в чем дело, им будет трудно.
На более высоких уровня проработки человек находит мелкие препятствия и несоответствия как интересный и удобный предмет для изучения и преодоления, вначале преимущественного ментального. Здесь важно рациональное осознание факта препятствия как такового; его природа и смысл выясняется гораздо позже, но гибкость и подвижность ума позволит человеку хотя бы регистрировать и отслеживать несоответствия и незначительные дисгармоничности, порождаемые квинконсом с тем, чтобы начать интуитивный, а потом и рациональный поиск их внешних и внутренних причин и способов гармонизации.
Плутон как управитель квинконса символизирует высокий уровень чистоты, с одной стороны, нужный человеку для того, чтобы принять участие в космических программах, а с другой, приобретаемый миром в результате деятельности человека с проработанным аспектом. Когда устраняется (тонкая) разница и расхождения между космической и земной кармой, земная реальность приобретает сияние совершенства и неземной гармонии, что, в первую очередь, обеспечивается тщательной инспекцией, чисткой и устранением самых незначительных дефектов. Квинконс делает их видимыми очень ясно, что вначале не доставляет человеку большого удовольствия, особенно когда касается его внутреннего мира: недостатка совести, несовершенства этики и т.д. Однако программы квинконса имеют в виду большую свободу творчества человека, а для этого он должен служить достаточно высокому эгрегору, что возможно лишь при полном контроле человека над своими низшими программами подсознания. Поэтому при включении квинконса (для чего необходима активизация обеих планет, его образующих) соответствующие низшие программы подсознания активизируются в самой грубой форме, равно как и внешние обстоятельства, именно для того, чтобы человек их отследил и трансформировал в более высокие или научился держать в надлежащих рамках. Когда ему это удается, он тщательно ликвидирует несоответствие между космической и земной гармонией у себя в душе, а затем и в окружающем мире. (Интерпретируя квинконс в конкретной карте, следует иметь в виду, что при его поражении эти слова прозвучат для человека издевательством, поскольку реально он не ощутит в соответствующих сферах никакой гармонии и, соответственно, проблемы квинконса прозвучат для него легковесно; такова, однако, участь всех минорных аспектов, которые обычно существенны лишь при условии, что сильно подчеркнуты или рассматриваются у развитых людей с отчетливыми творческими или тонкими внутренними проблемами.)
Хирон как заточитель и декадент квинконса символизирует подводные камни и скрытые тупики, стоящие на пути непосредственного понимания и преодоления несоответствий квинконса. На первый взгляд они носят вполне обычный и заурядный характер, но попытки решения проблемы в целом наталкиваются на неясные, но отчетливо ощутимые препятствия, которые могут напоминать задачу поиска универсальной вакцины против гриппа: против каждого отдельного вируса создать, может быть, несложно, но количество его разновидностей таково, что задачу это не решает. Здесь чудодейственное, но материальное средство найти не удается; точнее, его нельзя искать непосредственно в целях проработки аспекта и прямолинейного решения возникающих проблем: здесь требуются косвенные пути, на первый взгляд обходные, и лишь в самой удаленной точке обходного маневра может обнаружиться нестандартный, но реальный подход к решению. Тут необходим отход от земных и человеческих акцентов ощущения гармонии (о чем свидетельствует падение Луны, Венеры и Хирона в квинконсе), поскольку иначе невозможно воспринять отличие от нее космической; лишь после сопоставления той и другой можно понять конструктивные задачи согласования космической кармы с земной, а пока человек полностью или в основном стоит на земных позициях, проблемы квинконса в целом для него непонятны и неразрешимы. На высоком уровне человек умеет находить косвенные пути для разрешения тупиковых проблем квинконса у других людей и окружающего мира в целом.
Нептун как заточитель квинконса на низком уровне проработки аспекта скрадывает его эффекты, т.е. не то, чтобы скрывает от человека соответствующие обстоятельства (рассогласования, мелкие препятствия и т.д.), но незаметно подправляет рациональное мышление так, что они кажутся человеку незначительными случайностями. Когда человек начинает подозревать, что это не так, его прямые медитации в направлении решения проблемы неизменно уводят его в сторону, поскольку интуитивное ощущение гармонии — вещь чрезвычайно цельная, и человеку трудно выделить в себе две различные эстетические программы подсознания (земную и космическую), так что практически верх берет одна из них, а вторая выступает в роли шума, т.е. непонятного мешающего фактора. Здесь успешными будут лишь очень высокие медитации на космических вибрациях, когда человек сможет увидеть в сферах квинконса одновременно и земную, и космическую кармы; только тогда он найдет гармоничные пути их взаимодействия, но для этого необходимо полностью отрешиться от низших земных взглядов и пристрастий, а до того в голове человека будет слишком грубая и ложно-ясная ментальная картина соответствующих ситуаций, густо пропитанная геоцентризмом.
Уран как кульминатор квинконса на низком уровне проработки аспекта делает его проявления внезапными и часто совершенно иррациональными; в них есть скрытая сила высоких вибраций Космоса, редко очевидная человеку, который в начале проработки обычно просто не обращает внимания на его проявления, хотя уранические знаки в данном случае могут сказать ему многое, если он научится читать их язык. С этого можно начинать проработку аспекта (наряду с собственно внутренним очищением в сферах квинконса), и через некоторое время соотношение земной и космической кармы и пути приведения их в соответствие начнут появляться в голове человека в виде небольших мгновенных озарений или мелких, но внутренне значимых внешних событий, которые покажут внимательному наблюдателю возможные пути решения непростых проблем квинконса. Кульминация Урана символизирует качество космических откровений, большую изобретательность и творческое начало, которые сможет проявить человек, согласуя мировую и земную кармы на высоком уровне проработки квинконса; для этого, однако, потребуется много нестандартных усилий, в том числе, осознание и добровольное ограничение роли рационального сознания в решении соответствующих проблем: в какой-то момент откровения Урана выходят на первый план, рациональный ум Меркурия лишь организует их в систему и соотносит с земной реальностью.
Луна как декадент квинконса на низком уровне проработки дает сильное сопротивление подсознания адекватной проработке его ситуаций. Лунное подсознание (биологические общесоциальные программы), естественно, стоит на эгоцентрических и земных позициях и ему нет дела до космической кармы и гармонии, поэтому оно старается их по возможности игнорировать или профанировать до своего уровня восприятия. Общественное подсознание, особенно самые широкие его слои — этнические, человеческие в целом — стоит на прочных геоцентрических позициях, и космическая карма и эстетика для него чаще всего абсурдны как понятия, а реальное воздействие космической кармы на земную практически всегда воспринимается как прямая агрессия, поскольку люди в основном (подсознательно и сознательно) считают Землю своей вотчиной и бессловесной рабыней. На высоком уровне, когда Земля воспринимается человеком как часть одухотворенного Космоса, живущего по определенным законам, его подсознание перестраивается и начинает в какой-то момент помогать в согласовании земных и космических программ, т.е. человек начинает чувствовать их интуитивно, но всегда ценой определенного аскетизма и физического самоотречения, а также потери низших (особенно эмоциональных) связей с эгрегором человечества.
Венера как декадент квинконса символизирует необходность отказа от социальных норм, взглядов и особенно эстетических представлений для адекватной проработки ситуаций этого аспекта. Для того, чтобы успешно согласовать космическую карму с земной, нужно в первую очередь понять ее эстетику и ее этику (всегда тесно связанную с эстетикой), а здесь различия с земной, и тем более социальными, могут быть очень существенными, но не потому что космическая этика и эстетика противоречат социальным, а вследствие того, что они требуют иной или, во всяком случае, значительно более тонкой и дифференцированной системы представлений и понятий. Например, свобода человека, с космической точки зрения, это, в первую очередь, способность видеть ограничения кармы и умение управлять своими низшими программами подсознания, не становясь их послушной марионеткой, а с социальной точки зрения, свобода — это, в первую очередь, свобода социального маневра и потребления, т.е. свобода волеизъявления низшего «я» во внешнем мире, а власть над таким человеком невидимого жесткого эгрегора не принимается во внимание вовсе. Однако для того, чтобы понять язык Космоса, человеку нужно отойти от ограниченных социальными рамками представлений о мире и карме, что часто означает внутренний разрыв с социумом, который, однако, необходим (конечно, в сферах квинконса, а не глобально) для проработки аспекта. На высоком уровне это дает возможность объективного космического взгляда на земные кармические проблемы и гармоничного согласования их с внеземной кармой — гармоничного, скорее, с космической, нежели социальной точки зрения.
На первом уровне проработки квинконса человек воспринимает мелкие несоответствия, недоразумения и препятствия квинконса как случайные досадные помехи и либо нецеленаправленно злится, либо просто их игнорируют, в зависимости от мажорных аспектов планет квинконса и карты в целом. Смысл проявлений этого аспекта заключается в том, что карма останавливает внимание человека на несоответствии между космической и земной гармонией, т.е. на тех обстоятельствах, которые по земным представлениям происходят вполне правильно, естественно и даже красиво, но, с космической точки зрения, акценты в них расставляются отчасти неверно и человеку предлагается это увидеть или исправить, в первую очередь, в своем внутреннем мире. На этом уровне, однако, внутренний мир человека его полностью устраивает, т.е. человек не замечает своей собственной внутренней дисгармоничности, целиком проецируя ее вовне и ликвидируя несоответствия квинконса, когда они бросаются в глаза, по одному, никак не связывая их друг с другим, а тем более со своими внутренними проблемами. Чаще всего это удается сделать, приложив незначительные усилия — если человек ставит этой своей целью. Однако с большой вероятностью он вытесняет мелкое препятствие и свой соответствующий незначительный дискомфорт в подсознание, в результате чего там возникает мелкая дырка с неровными краями. Через некоторое время в сфере квинконса образуется нечто вроде железной терки, о которую будут тереться и кровоточить близлежащие слои психики и программы подсознания; в крайних случаях это ведет к истерии, неврозам, депрессии или соматическим заболеваниям.
На втором уровне проработки квинконса человек интуитивно соотносит друг с другом несоответствия этого аспекта, чувствуя их определенную общность, но не умея выразить ее словами. Ему кажется, что он едет по лыжному спуску, изобилующему буграми, старясь аккуратно отработать каждый из них: на въезде на кочку поджать коленки, а при спуске с нее резко выпрямит их обратно, так, чтобы центр массы тела двигался по возможности плавно. Для этого уровня характерно видение препятствий квинконса, уважение к ним и отсутствие страха перед ними, поскольку каждое из них незначительно, но в то же время известное общее напряжение внимания, необходимое для успешной езды. Однако каждое преодоленное препятствие доставляет человеку большое удовольствие, и на этом уровне он относится к проявлениям квинконса положительно — если успевает заметить его включение, в противном случае ему угрожает незначительное падение: так чувствует себя начинающий горнолыжник на пологом, слегка бугристом склоне. При этом человек по-прежнему практически не замечает внутренних проявлений квинконса или считает их несущественными и не видит связи между ними и внешней жизнью. Однако внутренние трения и легкие рассогласования между программами подсознания, возникающие в сферах квинконса, очень важны: здесь обнаруживаются расхождения между земной и космической этикой человека, которые могут причинить ему много неприятностей, а могут указать пути к быстрому совершенствованию и участию в важных земных и космических программах.
На третьем уровне проработки квинконса человек воспринимает внешние несоответствия и несопряжения, вызванные этим аспектом, как проекции своих внутренних проблем, но причины последних ему до конца неясны. Он ощущает двузначность своей внутренней позиции в ситуациях активности квинконса, но понять, какую сторону следует принять, ему каждый раз сложно. На этом уровне человек временами может стать на космическую точку зрения, но быстро соскальзывает на земную, и первая ему кажется более объективной и бесчеловечной, а вторая — субъективной, эмоциональной и антропоцентрической, и сделать выбор между космической и земной этикой ему сложно. Однако сильного конфликта, как правило, не возникает, поскольку человек отчетливо видит в сферах квинконса свое несовершенство и плохую стыковку программ подсознания (в частности, некоторое рассогласование принципов планет, образующих аспект). Усилия, направленные на их согласование, приводят к успеху, либо к чисто этическим и духовным проблемам, разрешить которые можно лишь при условии достаточно хорошего видения земной и космической кармы и их взаимодействия, что достигается лишь на следующем уровне проработки. Однако даже частичное внутреннее согласование принципов планет квинконса или, более широким образом, сфер их влияния, приводит к ошеломляющим внешним результатам: человек учится видеть бугристый склон целиком и спускается по нему с техникой мастера спорта, так что окружающим кажется, что кочки сами, как живые, в страхе убегают из-под его свободно и непринужденно лавирующих лыж.
На четвертом уровне проработки квинконса человек не только четко видит в его сферах различия между космической и земной кармой и этикой, но и во многих случаях умеет находить тонкие и, насколько это возможно, гармоничные пути их согласования. На этом уровне человек видит земную этику как низшую, обусловленную невежеством и геоцентризмом, форму космической, и проблема выбора между ними как таковая для него не актуальна. Проработанный квинконс это аспект кармического микрохирурга, тончайшими нитями высоких космических энергий сшивающего разодранные края земной кармы в случаях, когда это возможно, штопающего земную этику в тех местах, где у нее обнаруживаются откровенно зияющие дыры, и вскрывающего наиболее опасные кармические гнойники. Как правило, этот человек работает очень тонко и в достаточно высоком эгрегоре; препятствия и несоответствия квинконса он воспринимает как указательные знаки кармы и чрезвычайно к ним внимателен как во внешней, так и во внутренней жизни. На этом уровне границы совершенствования техники отодвигаются очень далеко, и человек видит, что достичь их невозможно, хотя окружающим его искусство кажется совершенным, а внешняя жизнь — постоянным живым творчеством.